Сегодня на семинаре по истории зашла речь об интересной теме:
"Люди, которые работали сначала на Р.И., а потом на СССР - кто они, патриоты или предатели? Умные люди или продажная мразь?"
Собственно, мой противник упирал на то, что самостоятельно мыслящий человек никогда не сменит сторону - или сбежит, или умрёт.
Ну, чего ещё взять с идеалиста?
Моя точка мнения более цинична с одной стороны и идеалистична с другой.
ИМХО, честно служить можно _либо_ человеку, _либо_ организации.
Пример первого - Эйрел Форкосиган, ставший регентом потому что _поклялся императору_.
Пример второго очень красиво описан в старом советском фильме "Государственная граница".
Так вот, в первом случае сменить сторону действительно невозможно - ну или разве что с тем, кому ты служишь.
Во втором случае сторону можно сменить - ведь речь идёт о верности _организации_, идифферентно от того, кто ей управляет.
Первое, кажется, называется вассальной клятвой.
Второе - патриотизмом (если речь идёт о государстве) или корпоративной верностью.
Как у Макиавелли, с его двумя типами правлений: "В странах с европейским устройством власти легко взять власть и трудно её удержать, в странах с арабским устройством власти её трудно взять, но легко удержать".
И я, сторонник вассальных отношений (по себе понял, что я могу быть верен человеку, но идее... не умею, не привык), никоим образом не осуждаю патриотов.
Потому что, в сущности, на истинных патриотах, _честно_ делающих свою работу независимо от власти, и стоит общество в массе своей.
И да, я не рассматриваю варианты "не служить никому", так как _такая_ свобода есть только у беспринципных маргиналов (даже президент, по идее, должен служить механизму государства или народу).
И оставляю за кадром варианты того, что перебежчик может стать таковым под внешней угрозой - ибо клятва по принуждению может быть отброшена без ущерба чести.
И варианты того, что "самостоятельно мыслящие люди не служат никому" тоже не рассматриваю. Считайте меня упоротым идеалистом - но даже законченый эгоист служит хоть кому-либо.
И вообще. Моё понятие свободы гласит:
"Свобода есть осознанная необходимость и ответственность".