Так как четыре книги Васильева ("Смерть или слава" - "Черная Эстафета" и "Наследие исполинов" - "Никто, кроме нас") вообще читало мало народу (оченно мало, да), а Тенгро решил написать фик по вселенной, то краткое описание сеттинга ему необходимо.
Примечание: хотя я и говорю "сеттинг "Войны за мобильность", на самом деле описываемые мной в фике события касаются временного промежутка между "Смерть или слава" и "Чёрная Эстафета". Соответственно, и сеттинг я буду давать _на тот момент_ (там есть несколько глобальных отличий, напрямую связанных с результатом Черной Эстафеты).
Сеттинговый пост будет обновляться по мере всплывания в фике, если он таки пойдёт, новых деталек.

Итак, погнали.
В силу особенностей - под кат оно, зараза, прячется ценой убирания плашечек "спойлер". А их убирать нехочецца
1) Предыстория событий
Роман Савельев ("Смерть или слава") — в некотором роде герой человечества, ГГ романа "Смерть или слава". Был обычным старателем (разве что с собственным звездолётом) на планете Волга, копал руду посредством роботов, отстреливал бандитов, пытающихся его убить и/или ограбить... в общем, простая такая жизнь. Пока однажды на нелегальном участке его роботы не выкопали шкатулку из некоего серого материала, похожего на чешую и слегка тёплого. Возраст шкатулки — огромен, а внутри шкатулки — красная кнопка.
И разумеется, Савельев на неё нажал.

К атмосфере планеты тут же "прыгнул" исполинских размеров корабль, привлёкший внимание рас Союза (см. ниже) и, разумеется, Нетленных (см. ниже). Люди же к тому моменту на горьком опыте уяснили — большие флоты Чужих всегда к большим неприятностям. Начинается паника и эвакуация, которой войска Союза препятствуют, но без жертв среди людей — так как проникшие на корабль специалисты утверждают, что биоскафандры подключения к кораблю настроены на Хомо Сапиенс Сапиенс и никаким образом перенастроить их не получится.

Тем временем на планете бандитская братия начинает убивать за звездолёты. Фактически, первую половину романа Роман Савельев мечется по планете, собирая и спасая друзей, ибо хаос и паника. (Вся чехарда на корабле начинается где-то в конце второй четверти романа, а то и в начале третьей четверти).
Так вот, представители Союза пытаются раскусить, кого корабль признает капитаном, а кому выдаёт высокий индекс допуска, а кому маленький Спойлер (потому что тем временем в атаку готовы перейти Нетленные, а _такой_ корабль им отдавать нельзя!). Люди же, будучи подключены к кораблю, обретают фантастические возможности по контролю обстановки на корабле, входят с кораблём в единение и т.д. ВНЕЗАПНО оказывается, что капитаном корабля Является нажавший на кнопку Савельев, за которым и высылается спецбот, подбирающий Савельева со товарищи на борт. После подключения капитана к кораблю... в общем, расы Союза с корабля выгнали. И Нетленных выгнали из системы. Правда, попутно распылив планету.

Но самое суровое началось потом — когда капитан настоял на том, чтобы никто не сидел в биоскафандрах постоянно (учитывая, что сидение в слиянии с кораблём даёт кайф... народ не сразу понял) и начинает копать в информатеке корабля всё по вопросу влияния скафандров на организм.
Внезапно выясняется, что ОЧЕНЬ СУРОВЫЙ СПОЙЛЕР.
Параллельно капитанскому расследованию и висению корабля далеко-далеко от всех, на корабле вызревает заговор бывших сотрудников планетарной администрации и бандитов. Устранить капитана и забрать власть...
В результате этого — там много занятного — Савельев вынужден, чтобы спастись, вырубить к чертям всё, кроме жизнеобеспечения на корабле.
И тут, _в этот самый момент_, разведчики Союза находят корабль и шлют — согласно своим диппротоколам — соответствующее приветствие. А корабль бац, и вырубает всё, как и положено по тем же протоколам (совпало, да!).
А пока Савельев и компания бегает по кораблю... они случайно находят труп _предыдущего_ капитана корабля. И его комлог.
В результате выясняется, что Спойлер!!!!

В конце книги Савельев, уже заключивший со срочно прибывшими на борт корабля дипломатами Союза договор (в духе "Мы выносим Нетленных, вы принимаете Хомо как равных себе"), отправляется "оживлять" корабль. И лететь на разборки с Нетленными.

Чем кончилось — неясно. Учитывая, что один из героев Черной Эстафеты упоминает фотографию экипажа, доставшуюся ему по наследству, я достроил свою версию:
Уничтожив Нетленных как вид, Савельев высадил добровольцев (такие, очевидно, нашлись) где-то на одной из планет, подконтрольных людям, а сам с оставшимися вернулся на корабль и некоторое время летал по космосу, ажно до того момента, с которого начинается фик.

2)Упомянутые персоналии:
Юлия Юргенсон, Курт Ригельд — друзья Савельева, в Юлию он был влюблён. Всех интересующихся шлю к "Смерть или слава".

3)Упомянутые предметы
Бластер Савельева — старый бластер, доставшийся Роману Савельеву в наследство. На одной стороне выгравирована надпись "Смерть или слава", на другой "Death or glory". Бластер потом всплыл в "Наследии исполинов", мельком, но заметно.
Серый саркофаг — ключевой образ "Черной Эстафеты". Учитывая, что "ЧЭ" — мистический НФ-детектив, не буду светить многого. Самое главное — автор решил пошутить и _не написал_, что хранится в саркофаге. По намёкам и деталям происходящего очевидно, что это впритык связано с Савельевым и ко. Фанатские версии разные, но основные — что там биоскафандр или кнопка вроде той, которую Савельев нажал в самом начале. Я склоняюсь к версии биоскафандра, да.

4) Упомянутые расы (ну наконец-то!)

а) Союз Высших Рас, на момент фика - уже шести:
Свайги, Галерея Свайге — двоякодышащие рептилии, именно та раса, которая обнаружила людей (а значит, если бы не война с Нетленными, то именно саттелитом Свайге и стали бы люди). Политическое устройство — что-то вроде демократии.
А'йеши, Технократия А'йеши — разумные кристаллы, живут при очень низких температурах. До входа людей в Союз числились в Союзе лучшими учёными (после Роя), после входа — пристрастились к контрабанде и торговле, доведя оба искусства до совершенства.
Азанни, Пирамида Азанни — птицы. Средних размеров. Единственная разумная раса, представители которой умеют летать. Собственно, благодаря этому из азанни получаются отличные пилоты — без дураков, лучшие в галактике. Хотя сами по себе азанни хрупкие и хлипкие.
Цоофт, Триада Цоофт — тоже птицы, больше похожие на страусов."Естественный союзник" азанни, как показала история. Эти летать не умеют, зато лучшие технари Галактики.
Люди, Доминанта Земли — ну, люди они и есть люди. Дестабилизирующий элемент, однако. И заодно, если уж мы говорим, кто где лучший, люди — лучшие бойцы Галактики.
и
Рой — Рой это Рой. Я процитирую "Смерть или слава" по этому поводу:
"Рой имел строжайшую пирамидальную структуру, разветвляющуюся только на низших уровнях, на уровнях специализированной деятельности. Солдаты Роя, рабочие Роя, строители Роя – это низшее звено. Гонцы, коммуникаторы, инженеры, навигаторы – ступенью выше. Матки-стратеги – еще выше, у этих прямая связь с матками высших уровней. А на самой вершине – верховная матка Роя, которая и есть Рой. Особняком – ученые-исследователи, тоже своего рода матки.

Отчасти Рой был цельным живым существом, очень сложно организованным. Существом, состоящим из миллионов субсуществ. И в то же время разум Роя не являлся коллективным разумом всех маток."

б) Нетленные. На эту расу наткнулись исследователи Союза, и им тут же вломили. Это энергетическая форма жизни, лютый враг всех прочих, потихоньку, по чуть-чуть выжимая Союз. Фактически корабль Ушедших, который достался Савельеву, сыграл ключевую роль в войне, переломив ход событий в пользу Союзе.

5) Некоторые понятия:
Нао — это единица времени, примерно эквивалентная земному "часу", если смотреть на её применение.
Все разумные в сеттинге, кроме вот людей, используют восьмеричную систему — потому "восьмёрки восьмёрок". Хотя в дальнейшем, уже во времена "Войны за мобильность", люди протолкнули некоторые приставки вроде "мега-" в общеупотребительные.