Странно.
Разглагольствования о моей школьной биографииЗа свою жизнь я учился в двух школах.
В одной тупо тянул лямку, попутно стараясь получать _знания_, которые считал _ценными_ для себя.
Мне не была интересна физика, химия и биология. Химия — потому что преподаватель не умела объяснить (и это, я считаю, _главная_ беда почти всех школ). Физика — потому что преподаватель была слегка не в себе, и извлечь _суть_ из её объяснений мог бы, пожалуй, гений или ксенолог, но не мальчишка десяти-одиннадцати лет. Биология — потому что первая учительница ненавидела детей (но считалась божественно крутым специалистом), и я ухитрился попасть под её пристальное внимание. (Тут должна бы следовать вставка о том, что называть меня лжецом при всём классе — очень херовый путь, учитывая нетерпимость моего рода к _такого_ рода оскорблениям, но я не буду отягощать вас подробностями) А вторая учительница не понимала биологии вовсе.
Мне не была интересна география, потому что у нас её чаще _не_ было, чем она _была_.
Мне были интересны... пожалуй, математика (с первого класса и до седьмого, дальше я выбирал очень не всё. Впрочем, в первой школе я отучился до конца восьмого класса, так что потерял немного). Ещё литература — сначала вся, потом только зарубежная (и с тех пор я испытываю стойкое предубеждение к программе по украинской литературе, составленной для младших классов. Улас Самчук — худший из известных мне украинских писателей, но его _ВЫСЕР_ (извините, не сдержался. И да, это _позиция_ автора этих строк к роману "Волынь") преподают детям. Нет, у него есть сносный роман "Мария", который учат _позже_, но о его качестве говорит то, что я смог не читая романа, написать контрольную по нему на 10 из 12, из них 1 балл снят за ошибки. Пользуясь _только_ стандартными штампами мышления для этого типа литературы и зная в самых общих чертах сюжет романа. Это при том, что контрольная была вдумчивая, глубокая, на детальки. И с сочинением.). Мне была интересна история, особенно начиная со средневековья. Мне был интересны украинский язык и язык английский (хотя английский скорее вопреки школе). Мне класса с седьмого, когда нам сносно объяснили как пишется код, интересно программирование. Слабо, правда, но интересно.
Я ходил на олимпиады по математике, по украинскому языку (боже мой, лучшего преподавателя языка я с тех пор не видел! Вселить в моё технарское сердце любовь к звучанию родной мне речи, к её правилам и законам... то, что я до сих пор помню, как надлежит говорить и писать на украинском — это её заслуга), однажды по географии и истории.
Я покинул первую школу с почти идеальным табелем. Нет, _написали_ мне идеальный табель (потому что со стороны преподавателя украинской литературы ставить мне, одному из лучших учеников года, 3 из 12 только за ссору с дочкой... это было _неразумно_ и _неправильно_. И _оскорбительно_, учитывая второе место на городской олимпиаде по языку и литературе.), но я лично знаю что он таковым не был.
Так вот, я покинул первую школу и перешел во вторую. В Лицей.
Там... скажем так. Там мне дали _раскрыться_. Да, первый семестр я учился по старым нормативам (но химию мне объяснили, и она стала мне более-менее интересна. Ну и я был единственным в классе, кто понимал как она работает _на бумаге_ и как решаются задачи. До сих пор не понимаю, что сложного может быть в _школьной_ химии, пусть даже её и читали нашему физмат-профилю так, будто мы химбио-профиль. С биологией мне жутко повезло, мне показали что она может быть РЕАЛЬНО интересной, и писать её меньше чем на 9 из 12 мне стало просто западло. Географию нам начали давать, и это стало интересно. Ну и физику... физику я тоже начал понимать, что было хорошо), в результате чуть не запорол семестр из-за правоведения (учитель, который объясняет предмет во-первых из рук вон плохо, во-вторых уделяя этому менее 66% урока, а всё остальное время грузя детей стихами своего сочинения или своей _идеологией_(!!! тут был мат !!!) _не может_ вызывать у меня других чувств кроме отвращения).
Из-за жесткой сепарации на профили и правила "не более трёх олимпиад на человека", я перестал ходить на олимпиады по истории и прочим "нефизматовским", хотя и история (где мне _конкретно_ повезло с преподавателем. Мне с историками по жизни везёт, они попадаются адекватные), и литература (уже опять вся, класса до одиннадцатого, когда я начал фокусировать силы на целевых предметах), и английский язык давались мне хорошо. Не скажу об украинском, первые два года дерьмистость преподавателя была пугающа, на третий год преподаватель сменился.
Зато я начал ходить на олимпиады по программированию (и в одиннадцатом классе выиграл городскую олимпиаду. Может быть, выиграл бы и область, но из-за "вилки" во времени... ну, об этом позже) и физике (тут был фейл. Опять же, может быть в одиннадцатом что-то вышло бы, но меня сломал грипп. Но на демонстрационной мы взяли второе место — хотя из четверых работало только _двое_. А я просил разрешения на вербовку из младших классов? Просил! А меня послали? Послали! Ненавижу механизм бюрократической субординации именно за то, что на местах жутко мала автономия.).
И да, тогда я ещё хотел быть экономистом и интересовался экономикой.
Но в десятом классе меня не пустили на олимпиаду по экономике. Но дали порешать задачки. Тот глобальный ужас, который я там увидел, вселил в меня подозрения, но я крепко решил написать ученическую научную работу по экономике. Это что-то вроде альтернативной олимпиадам лестнице карьеры
И таки к одиннадцатому классу, летом, я _прозреваю_. И решаю быть физиком. Но научную работу пишу, поздно слазить.
Пишу я её за две недели _зимних_ каникул, где-то за месяц до защиты. Слив до этого физику (по болезни), математику (мой одноклассник обошел меня на пару баллов) и выиграв город по информатике, я попадаю на защиту работы. Работа, к слову, была по налогообложению малого и среднего бизнеса Украины.
И защиту работы я тоже выигрываю.
Результат?
Вторая часть областной олимпиады по информатике: воскресенье, 10:00, Каменец-Подольский.
Первая часть областной защиты контрольных работ: воскресенье, 12:00, Хмельницкий.
Разница по времени: 2 часа, по расстоянию: 100 км.
Выводы?
Правильно. я материю бюрократов и едет в Хмельницкий.
И берёт второе место в секции. Первого не берёт никто. На страну едет первое. Тогда же я и познакомился с тем, как подсуживают своим на защите работ.
Выдыхая "ну, бл*, отмучился", я свято верю в то, что ВСЁ! КОН-ЧИ-ЛОСЬ! Пора браться за ум и за тесты.
И берусь. За ум берусь, за тесты берусь, за всё берусь. Пока в субботу, на первом уроке (экономика, классруком использовалась как классный час) мне не звонят из областного отделения Малой Академии Наук и не говорят: "Лящук, а вы ведь знаете, что вы едете на защиту на всеукраинский этап?"
Всё. Урок сорван. День сорван! Оставшееся до апреля (в апреле — защита) время меня готовят, готовят и готовят, делая воистину ОГРОМНЫЕ послабления во всём прочем. Потому что я _единственный_ из лицея, с физмата, кто в тот год поехал на всеукраинский этап.
И еду я туда, и делаю я защиту, и получаю я третье место, и оставшееся время готовлюсь к тестам, не сильно обращая внимание на чествования.
И выпускаюсь из школы с золотой медалью и наградой "Гордость Лицея" (в том году за "Гордость" воевало пятеро. Двое с физмата — я и мой одноклассник, годом ранее выехавший на всеукраинскую олимпиаду по математике, но сливший её, и по одному человеку от прочих трёх групп), причём "Гордость..." я получаю _первым_ из физматовцев с момента введения награды, а призовое на всеукраинском этапе у физмата было первое за _восемь_ лет.
Так вот.
Что странно.
Я испытываю чувства к школам. К первой — отвращение, ко второй — нежную любовь.
Я испытываю чувства к преподавателям. Из первой — ненависть. Из второй — уважение и ещё что-то.
Но.
Нет ни одного.
_НИ ОДНОГО_
Ни одного моего одноклассника из обеих школ, с которым я не отказался бы поддерживать более-менее постоянный контакт. При воспоминании о ком у меня в голове всплывало что-то, _кроме_ фотографии и пары строк личного досье.
При слове "школьные годы" мне в голову приходит то, чему и как меня учили. А не то, с кем вместе я учился.
В школе мы все были никем, по большому счёту. Тени своих родителей.
Мне было очень трудно именно потому, что я осознал это классе в пятом. И начал выделяться. А маленькие и глупые дети ненавидят тех, кто выделяется.
Но собственно речь не о том. Вопрос в другом — насколько нормальным можно считать подобное отношение к школьному периоду?
И не случится ли чего-то подобного с периодом университетским? Потому что мне было бы жалко терять _это_ время. Оно НАСТОЯЩЕЕ, а я видел не так много НАСТОЯЩЕГО за свои восемнадцать с половиной лет жизни.
И _ничего_ НАСТОЯЩЕГО в школах.
О школе
Странно.
Разглагольствования о моей школьной биографии
Так вот.
Что странно.
Я испытываю чувства к школам. К первой — отвращение, ко второй — нежную любовь.
Я испытываю чувства к преподавателям. Из первой — ненависть. Из второй — уважение и ещё что-то.
Но.
Нет ни одного.
_НИ ОДНОГО_
Ни одного моего одноклассника из обеих школ, с которым я не отказался бы поддерживать более-менее постоянный контакт. При воспоминании о ком у меня в голове всплывало что-то, _кроме_ фотографии и пары строк личного досье.
При слове "школьные годы" мне в голову приходит то, чему и как меня учили. А не то, с кем вместе я учился.
В школе мы все были никем, по большому счёту. Тени своих родителей.
Мне было очень трудно именно потому, что я осознал это классе в пятом. И начал выделяться. А маленькие и глупые дети ненавидят тех, кто выделяется.
Но собственно речь не о том. Вопрос в другом — насколько нормальным можно считать подобное отношение к школьному периоду?
И не случится ли чего-то подобного с периодом университетским? Потому что мне было бы жалко терять _это_ время. Оно НАСТОЯЩЕЕ, а я видел не так много НАСТОЯЩЕГО за свои восемнадцать с половиной лет жизни.
И _ничего_ НАСТОЯЩЕГО в школах.
Разглагольствования о моей школьной биографии
Так вот.
Что странно.
Я испытываю чувства к школам. К первой — отвращение, ко второй — нежную любовь.
Я испытываю чувства к преподавателям. Из первой — ненависть. Из второй — уважение и ещё что-то.
Но.
Нет ни одного.
_НИ ОДНОГО_
Ни одного моего одноклассника из обеих школ, с которым я не отказался бы поддерживать более-менее постоянный контакт. При воспоминании о ком у меня в голове всплывало что-то, _кроме_ фотографии и пары строк личного досье.
При слове "школьные годы" мне в голову приходит то, чему и как меня учили. А не то, с кем вместе я учился.
В школе мы все были никем, по большому счёту. Тени своих родителей.
Мне было очень трудно именно потому, что я осознал это классе в пятом. И начал выделяться. А маленькие и глупые дети ненавидят тех, кто выделяется.
Но собственно речь не о том. Вопрос в другом — насколько нормальным можно считать подобное отношение к школьному периоду?
И не случится ли чего-то подобного с периодом университетским? Потому что мне было бы жалко терять _это_ время. Оно НАСТОЯЩЕЕ, а я видел не так много НАСТОЯЩЕГО за свои восемнадцать с половиной лет жизни.
И _ничего_ НАСТОЯЩЕГО в школах.