понедельник, 04 апреля 2011
Решил на ночь глядя написать пост о моём восприятии веры и потустороннего.
Наверное, из-за моей повышенной общественной мимикрии, я могу менее или более успешно прикидываться исповедующим любую религию. Иногда, впрочем, я предпочитаю становиться на заведомо еретические позиции, ибо как сказал Пётр (кажется, он) - "Надлежит быть средь вас еретикам, дабы открылись искусные". Правда в этом тексте слово "еретик" обычно переводят как "разномыслящий", "инакомыслящий".
Тем не менее, какой-то минимальный набор индивидуальных догматов есть и у меня. Появились они как следствие попыток обосновать эмпирически происходящее со мной.
Если кому угодно понять ту часть моего мышления, которая касается веры, прошу под кат.
И да, возможно и вероятно по мере размышлений список будет дополняться.
Мои догматы
Разделены на несколько частей. Излишне напоминать - они обладают статусом "моего личного скромного мнения" и не более.
1.О богах и божественном.
1) В мире существует сила, находящаяся превыше текущего уровня познания, свойственного человеку. Обычно её именуют божественной.
2) Божественная сила имеет неисчислимое количество воплощений. Кому-то для обоснования всего происходящего достаточно одного Бога(христианство), кому-то требуется несколько(любая древняя религия). В любом случае, эти воплощения отлично уживаются.
3) Из этого утверждения следует, что фраза "Бог у каждого свой" имеет в рамках данной догматики гораздо больший вес.
4) Боги(будем называть их так) существуют пока в них верят и воплощают отражение желаний и страхов верующего.
5) Некоторые явления (к примеру смерть) контролируются некоей другой силой, индифферентной к верующим и как правило более могущественной чем любое воплощение божественной. Назовём её "Равновесием".
6) Боги существуют пока их существование не являет собой угрозу равновесию.
7) Боги привязаны к верующим столь же крепко, как верующие к богам.
2. О "божественных истинах".
1) Так как мы сами создаём своих богов, "божественные истины" также создаются нами.
2) Зачастую "божественная истина" - как то моральные нормы, правила поведения, et cetera, - является обобщением личного жизненного опыта человека или группы людей, ставшей по их воле частью воплощения богов. Пример: десять заповедей христианской религии, пять столпов ислама.
3) Исходя из этого, нужно осознавать что "божественная" истина и "божественный" закон являются по сути неписаным человеческими истиной и законом, и относится к ним соответствующим образом.
3. О молитве, посте и прочих ритуалах
1) Божественная сила, по причине своей непонятности человеку (как только она становится понятной, она перестаёт быть божественной), индифферентна к проявлениям его веры.
2) С другой стороны, молитва и любой другой ритуал может быть важен самому верующему.
3) В подобном случае, в силу механизма связи "верующий-бог-верующий", оный ритуал становится важен и для бога, созданного верующим.
4. О познании божественного
1) Насколько мне известна история, с каждым возрастанием уровня понимания и знания уровень самопроизвольного влияния божественного на общество падал в силу обоснования происходящего.
2) В то же время влияние на индивидуумов ослабевало в гораздо меньшей мере.
3) Из чего можно вывести зависимость - чем больше мы знаем, тем меньше влияет на нас божественное вне нашей воли.
4) Говоря проще, "познав мир вокруг себя, ты познаёшь бога и становишься равным ему".
5) Из чего следует полная бессмысленность добровольных самоограничений, к примеру отшельничества.
5. О терпимости
1) До тех пор, пока чужая вера и чужой обычай не ущемляют моих, либо тех, кто связан со мной, они не вызовут у меня никакой реакции.
2) В случае любого пересечения интересов, для каждого свойственным будет считать свою позицию истинно правильной.
3) В этом нет ничего дурного. Дурно проявлять нетерпимость и считать себя/свои взгляды наилучшими среди всех и обязательными для всех, ибо в таком случае ты сам закрываешь себе глаза на мир.
6. О морали и законах.
1) Нужно помнить, что мораль есть продукт человеческого мышления и относится к ней так же, как и к законам.
2) Закон же, по моему мнению, является результатом осознанного договора.
3) Соответственно, закон ограничивает только того, кто считает, что придерживаться закона ему в чём-то лучше (выгоднее, больше нравится), чем нарушить его.
4) Из чего следует что соблюдение и несоблюдение законов остаются вопросами для личного индивидуального рассмотрения.
7. О моём видении богов.
1) В силу неких особенностей рассудка и в силу особенностей моей догматической системы, я могу счесть себя политеистом.
2) Впрочем, большую часть времени мои благодарности получает один бог.
3) Он является вольной комбинацией иудейского Бога из Ветхого Завета и Иисуса из Нового Завета.
4) В связи с этим я не вижу ничего дурного в принципе "глаз за глаз", и, хотя и считаю милосердие правильной политикой, уверен что право на милосердие нужно заработать или хотя бы не утратить.
5) Моя система запретов на те либо иные вещи строго обоснована пониманием необходимости данных вещей.
6) В моём понимании, божественные кары и дары проявляются в проявлении удачи.
7) Учитывая, что удача как правило преследует тех, кто работает - я уверен, что мой бог считает труд благодеянием большим, чем проповедь и подаяние.
8) В мрачные моменты жизни я предпочитаю возносить хвалу другим богам - Одину и Локи. Со всеми вытекающими.
8. О восприятии Смерти.
1) В силу обстоятельств первых девяти лет жизни, я уверен что Смерть имеет облик.
2) Во всяком случае, я уверен что видел её облик - ничем более я не могу обосновать часть своих воспоминаний.
3) Согласно ним же, я уверен что Смерть и Жизнь - две стороны одной медали. Эту уверенность обосновать невозможно - подозреваю, она лежит в рамках ещё не познанного.
4) Я не восприемлю концепции загробной жизни, но склонен рассматривать греческий либо буддистский варианты с очищением памяти и реинкарнацией.
@темы:
прикладная тенгрология,
Размышления