And can you keep your head, your backbone or your heart? We all found out the answer on the day it fell apart.
Я понял идею хиппарских комунн.
Вообще, идею "гнёзд" по Хайнлайну.
Ощутил, так сказать, кожей.
Нет, действительно - что может быть лучшей формой сосуществования, нежели союз друзей в достаточно крупном доме; друзей, сродственых по духу, по убеждениям, по некоей общности. Когда каждый самореализуется, раскрывает себя - а плоды с этого (и не нужно говорить об их иллюзорности - человек, который _самореализовался_, продуктивен нечеловечески, превосходя тех кто делает ту же работу "потому что надо" многократно) идут на благо всем остальным. Кто-то пишет стихи, кто-то занимается бизнесом, кто-то придумывает машины - самоупоённо, самозабвенно, делая то что приносит ему экстатическое удовольствие. Не потому что "надо", а потому что "люблю".
Когда нет вражды и ненависти между своими; обиды - да, обиды будут, но это нормально, никто из нас не свят. Когда нет страха, нет лжи...
Ага. Я идеалист, я понимаю.
Вот в таком состоянии юнцов и можно брать на проповедях и обещаниях дивного нового мира. Меня удерживает только понимание того, что пока что всё общество на этом не построишь — слишком много областей, требующих механического, монотонного, черного труда; слишком много мест, в которых банально не хватает еды и воды на всех; и без коренного перелома эта ситуация пока не изменится.
Но тут ведь как с атеизмом, про который какой-то умный дядька сказал что это тонкий лёд, по которому один человек пройдёт, а народ провалится; пускай мы _пока_ не можем отстроить такое в полном масштабе — почему бы не сделать этого в малом?
Со стороны, правда, выглядит сектантски, я бы сказал.
Вообще, идею "гнёзд" по Хайнлайну.
Ощутил, так сказать, кожей.
Нет, действительно - что может быть лучшей формой сосуществования, нежели союз друзей в достаточно крупном доме; друзей, сродственых по духу, по убеждениям, по некоей общности. Когда каждый самореализуется, раскрывает себя - а плоды с этого (и не нужно говорить об их иллюзорности - человек, который _самореализовался_, продуктивен нечеловечески, превосходя тех кто делает ту же работу "потому что надо" многократно) идут на благо всем остальным. Кто-то пишет стихи, кто-то занимается бизнесом, кто-то придумывает машины - самоупоённо, самозабвенно, делая то что приносит ему экстатическое удовольствие. Не потому что "надо", а потому что "люблю".
Когда нет вражды и ненависти между своими; обиды - да, обиды будут, но это нормально, никто из нас не свят. Когда нет страха, нет лжи...
Ага. Я идеалист, я понимаю.
Вот в таком состоянии юнцов и можно брать на проповедях и обещаниях дивного нового мира. Меня удерживает только понимание того, что пока что всё общество на этом не построишь — слишком много областей, требующих механического, монотонного, черного труда; слишком много мест, в которых банально не хватает еды и воды на всех; и без коренного перелома эта ситуация пока не изменится.
Но тут ведь как с атеизмом, про который какой-то умный дядька сказал что это тонкий лёд, по которому один человек пройдёт, а народ провалится; пускай мы _пока_ не можем отстроить такое в полном масштабе — почему бы не сделать этого в малом?
Со стороны, правда, выглядит сектантски, я бы сказал.
Тут основная ошибка - допустить, что это простое суммирование.
Система советов, как раз, исходит из того, что задача государства - обеспечивать координацию локальных социумов, и не более того. Для этого автоматизированная система управления экономикой не нужна. Для нормального управления в условиях рынка, кстати, тоже не нужна (у того же Азимова был рассказ, где функции управления экономикой передали Машинам - так те, практически сразу, уничтожили свободу рынка, хоть и неявными путями; Азимов, конечно, не аргумент, но все же). Нужна она в условиях существования Госплана, когда партия может сказать "надо!", и будет сделано; вопрос в том, что именно "надо".
Что же до системы электронных советов... ну, модель системы электронных советов в исключительно мягкой форме (когда, например, не надо распределять ресурсы на выживание) у нас есть в количестве. Сетевые сообщества. И надо сказать, на практике они почти всегда либо дохнут, либо вырождаются в диктатуру суперпользователей.
Оттого, наверное. и постоянное противостояние. Неизбежное.
Ну и да, в лоббировании as is (то есть, в системе, когда некоторая группировка продвигает через законодательную власть свои интересы) я не вижу решительно ничего плохого. Собственно, парламенты для того и придумали.
Ну и да, у них не роскошествуют избранники народа, а избирают, как правило, роскошествующих. Есть некоторая разница.
Наконец, это "вечное "умри ты сегодня, а я завтра"", скажем так, не вполне соответствует действительному духу происходящего в США. Например, без крошечного четверть федерального бюджета Штатов (напомню, что "по умолчанию" есть еще и программы штатов) уходит Минздраву (Department of Health and Human Services), на втором месте - Social Security Administration, порядка одной пятой. Добавьте туда, как было сказано, социальные программы штатов и благотворительность (если что, социальная благотворительность в Штатах снижает налоги, поэтому она процветает).
В итоге, все вырождается во власть корпораций. Ну, есть такие люди, мазохисты называются, нравится им, когда их вечно нагибают и имеют. Но мы-то, вроде, не про это? Средний класс в США, кстати, стремительно исчезает.
Социально "средний класс" - люди, относящие себя к среднему классу и разделяющие ценности среднего класса (стабильность, безопасность, социальное спокойствие).
Что же до рабочего, которому не приходится мечтать о домике... Да, у семьи квалифицированного рабочего домик, как правило, уже есть, правда, в "непрестижном" штате. Квалифицированный рабочий получает в Штатах не последние деньги (мне как-то подсказали, что в Чикаго квалифицированный рабочий автозавода - с учетом безработицы - получает 25-30 долларов в час - 25*40=1000 долларов в неделю - порядка 45-48 тыс. долларов в год; с этим был связан ряд специфических проблем, когда рабочий на заводе, принадлежащем Тойоте, получал 17). Есть "синеворотинчковые" профессии - специалисты по лифтам, например - зарплата которых выше средней американской, там до 68 тыс. доходит (в некотором количестве случаев, и больше девяноста выходит). С учетом дополнительной практики, весьма распространенной, "в пакет оплаты входит часть акций предприятия", рабочие США уже с некоторой оглядкой могут относиться к пролетариату. Это я, если что, сейчас открытую статистику достал. При этом, разумеется, количество всей рабочей прослойки в Штатах стремительно падает за счет сокращения соответствующих рабочих мест (чего Маркс, дитя индустриальной эпохи, как-то не предвидел), а все крупные университеты США, начиная с "Лиги Плюща" имеют чудовищно лояльные программы в том числе и бесплатного обучения детей из семей, средний годовой доход которых менее 100К долларов.
Социально средний класс в Штатах растет, причем растет сильно - те слои населения, которые раньше относились к низшему классу, сейчас принадлежат с среднему; там его, по разным оценкам, от сорока до семидесяти процентов, и он стратифицируется уже внутри себя, с нижним средним классом (собственно, синие воротнички), "средним" средним классом и высшим средним классом. Характерно, что в Китае, после отказа от жесткой плановой экономики и переходе к рынку (последний этап Гайгэ Кайфан), средний класс вырос взрывным характером, до 60% от 15%.
По этому вопросу сильно рекомендую почитать собственно американских социологов.
Экономически все несколько сложнее. Дело в том, что с пяти-шестидесятых годов идет чудовищная деурбанизация "ржавого пояса", и в крупнейших городах Штатов растет безработица. Одновременно стоимость жизни в столицах (Нью-Йорк и Лос-Анджелес, в первую очередь) растет, потому что место не резиновое. Поэтому средний класс там либо теряет в качестве жизни (оставаясь с совсем небольшим хвостом, порядка трех-четырех тысяч в год, после уплаты расходов на еду-жилье-кредиты), либо уезжает в "провинциальные" штаты - из Нью-Йорка приходится переезжать куда-нибудь в Айдахо или Миссури. В частности, на этом (и на хай-теке) поднялся штат Вашингтон, и его столица город Сиэттл. Ну и да, последние несколько лет сильно огорчили средний класс, которому пришлось заниматься своими делами самостоятельно; то есть, в основном пострадали граждане, обитающие в крупных городах и не желающие оттуда уезжать, для чего заводящие собственные дела. Это требует, очевидно, совсем другого типа планирования, нежели раньше, и доход падает (да, в современной рыночной экономике доход человека, владеющего собственным предприятием может быть ниже дохода наемного работника в той же области).