And can you keep your head, your backbone or your heart? We all found out the answer on the day it fell apart.
Кажется, начинаю понимать, где у эзотерика и современного учёного точка расхождения.
В роли случайности, личности, "личного доказательства" и единичного подвтерждения.
Эзотерик полагает, что:
- мир неслучаен.
- личность исследователя важна для исследования.
- личное доказательство ("это работает для меня") равно безличному ("это работает у контрольной группы") по силе.
- единичное подтверждение подтверждает теорию.
- личный опыт бесконечно важнее общего ("я это проверил сам; а ты - вычитал в учебнике и слепо веришь")
Современный учёный полагает, что:
- мир случаен
- личность исследователя не важна для исследования.
- личное доказательство недостаточно ("если оно работает у меня, это ещё не говорит, что оно работает ВООБЩЕ, я могу и ошибаться")
- единичное подтверждение ничего не подвтерждает.
- общий опыт важен (но и личная проверка важна)
А в остальном эзотерик будет пользоваться тем же мыслительным и исследовательским аппаратом.
Просто он не ставит себя в жесточайшие рамки методологических самопроверок и рационального мышления.
В роли случайности, личности, "личного доказательства" и единичного подвтерждения.
Эзотерик полагает, что:
- мир неслучаен.
- личность исследователя важна для исследования.
- личное доказательство ("это работает для меня") равно безличному ("это работает у контрольной группы") по силе.
- единичное подтверждение подтверждает теорию.
- личный опыт бесконечно важнее общего ("я это проверил сам; а ты - вычитал в учебнике и слепо веришь")
Современный учёный полагает, что:
- мир случаен
- личность исследователя не важна для исследования.
- личное доказательство недостаточно ("если оно работает у меня, это ещё не говорит, что оно работает ВООБЩЕ, я могу и ошибаться")
- единичное подтверждение ничего не подвтерждает.
- общий опыт важен (но и личная проверка важна)
А в остальном эзотерик будет пользоваться тем же мыслительным и исследовательским аппаратом.
Просто он не ставит себя в жесточайшие рамки методологических самопроверок и рационального мышления.
Хм. Получается, по части веры в человеческие возможности средневзвешенный эзотерик гораздо более гуманист, чем средневзвешенный учёный? При этом по части чистого скептицизма и поиска альтернативных более простых гипотез - буквально экскурсия в прошлое... черт, до чего же любопытно!
Ну и вообще очень поучительное зрелище, наглядная иллюстрация скачка, который произошел в науке по мере развития методологий познания и понимания человеческой когнитивки.
Бинго! Для большинства эзотериков не было Томаса Куна. Но это не такое уж давнее прошлое: всего-то чуть больше века назад. И это очень непросто — сделать когнитивный разворот от "человеческий разум велик, могуч и способен познать всю вселенную, и лично я могу принять в этом участие и один, без инструментов и поддержки, могу внести значимый вклад" до "один человек не может ни-че-го, потому что его унесёт в дали когнитивных искажений; познавательный процесс длится десятилетиями, если не веками". Это одна из причин, как мне кажется, по которым эзотерика так хорошо легла на мозг всем после распада Советского Союза.