And can you keep your head, your backbone or your heart? We all found out the answer on the day it fell apart.
Коротко, очень коротко: вся проблема коммунизма в том, что кто-то воспринимает его как строй при котором люди настолько развиты духовно и прокачаны научно, что каждый человек - полноценная личность, в сотрудничестве с другими делающая важный и ценный труд (решающая научные проблемы, пишущая стихи, разводящая прекрасные сады), тогда как муторная рутина переложена на автоматику или выполняется всеми в равных, достаточно малых долях. (Власть и органы центрального управления либо отсутствуют, либо создаются заново под каждую конкретную задачу - второй вариант один мой знакомый назвал меритократической адхократией)
А кто-то - как "Партия наш рулевой", "отнять и поделить", "сильный вождь товарищ Мао", "смерть всем угнетателям и пособникам", "долой буржуазную культуру и науку", и прочие лозунги фрустрированных классов. Базовых познаний в политологии хватит, чтобы понять что за зверь прячется под этой маской.
А кто-то - как "Партия наш рулевой", "отнять и поделить", "сильный вождь товарищ Мао", "смерть всем угнетателям и пособникам", "долой буржуазную культуру и науку", и прочие лозунги фрустрированных классов. Базовых познаний в политологии хватит, чтобы понять что за зверь прячется под этой маской.
Сразу скажу, что сама я не вижу средств разрешить эту проблему. Хочется верить, что Стругацкие с их ВТВ (Высокой Теорией Воспитания), наиболее близко подошли к решению...
ВТВ... не знаю. В принципе, все изложенное существенно верно, но эта концепция выглядит слишком чужой нынешнему социуму. Но, по моему скромному мнению, мимо "мокрецов" и люденов процесс прогресса не пройдет в любом случае - что закономерно (ибо старые, негодные более шаблоны и травмы должны выветриться), но весьма специфично.
С Китаем не все так просто. Уж больно специальная, особая страна, с слишком древней историей и традициями. Что социализм, что капитализм у них - особый, ни на какой привычный нам не похожий. По сути, строй у них, по настоящему, никогда и не менялся. Как бы не менялись лидеры и названия.
винят в "не получилось" злой заговор мерсссских либералов, врагов коммунизма (в полном соответствии с ур-фашистским паттерном, описанным Эко) а не диссонанс заявленного и реального.
Так врага вовне найти легче, чем ошибки свои признавать....
В принципе, все изложенное существенно верно, но эта концепция выглядит слишком чужой нынешнему социуму.
А на это вот что скажу, точнее, процитирую:
"…Это как неграмотность, аналогия исчерпывающая. Тысячелетиями неграмотные люди были нормой, и это никого не беспокоило, кроме святых и фанатиков. Понадобилось что-то очень существенное переменить в социуме, чтобы грамотность сделалась необходимой. Что-то фундаментально важное. И тогда, как по мановению жезла Моисеева, за какие-нибудь сто лет все стали грамотными. Может быть, и воспитанность тоже пока нашему социуму не нужна? Не нужны нам терпимые, честные, трудолюбивые, не нужны и свободомыслящие: нет в них никакой необходимости – и так все у нас ладненько и путем. <...>
Что-то загадочное и даже сакральное, может быть, должно произойти с этим миром, чтобы Человек Воспитанный стал этому миру нужен. Человечеству сделался бы нужен. Самому себе и ближнему своему. И пока эта тайна не реализуется, все будет идти, как встарь.»
(Борис Натанович Стругацкий, «Бессильные мира сего»)
Но, по моему скромному мнению, мимо "мокрецов" и люденов процесс прогресса не пройдет в любом случае - что закономерно (ибо старые, негодные более шаблоны и травмы должны выветриться), но весьма специфично.
То есть ты за новый эволюционный (биологический) скачок? Было бы очень неплохо, но.. Скажем так - я слабо верю в самопроизвольность подобного скачка. В случае мокрецов как бы подразумевается, в случае люденов сказано прямо, но в любом случае появление первых ласточек их вида инициировано извне.
Пока извне не предвидится. Но будем надеяться.
В конце концов всегда возможно, что прилетят минбарцы, победят и начнут воспитывать)))
Кстати о минбарцах - вот ИМХО, так выглядит общество с реализованной ВТВ, да. Пусть и кажется на первый взгляд жутко закостенелым и кастовым
Ммм...а поподробнее? Мне эта книга (фильм?) не знакома.
Кстати о минбарцах - вот ИМХО, так выглядит общество с реализованной ВТВ, да. Пусть и кажется на первый взгляд жутко закостенелым и кастовым
Соглашусь!...
Напомни мне, как вернусь, что я хотел провести аналогии со строением мозга)
Until later today)
Кстати, да, очень похоже. Впрочем, анархию (да и, ежели так задуматься, практически любое течение) некорректно и на примитивном уровне воспринимают 95% респондентов.
Вообще-то, нечто подобное - разумеется, без таких чрезвычайно умных слов
Можно, впрочем, не в столь радикальном виде. Впрочем, не факт, что в ином случае оно всё заработает.
В художественных произведениях — да, много где интересные варианты описываются. Из небольших произведений ещё сходу вспоминается «Уклонист» Нестеренко.
Наличие Варракса в качестве соавтора статьи настораживает...
Чем же, ежели не секрет? Не беря во внимание его неразумный эгоизм и соционико/патриотизм — дельных мыслей у него хватает.
Боюсь, что перечисленное девальвирует его так называемые "дельные мысли". Но - вольному воля; это я так... голос с галерки.
Каким же образом девальвирует-то? Или ты не разделяешь текст и автора?
А текст разделяю не полностью. Я бы сказала - по многим позициям не разделяю.
С чего бы? Вот этого в упор не могу понять.
он был вегетарианцем
А ещё демократом, художником и прочая. И как это дискредитирует вегетарианстве/демократию или что-то ещё?
А вообще — чудесная иллюстрация закона Годвина, да. (=
Это бывает.
Имей терпение. пишу БОЛЬШОЙ комментарий.
"Принципиальная невозможность построения "идеального общества", "рая на земле" etc. А именно: невозможно создать такое общество, в котором абсолютно все входящие в него имеют возможность вступить в абсолютно все общественные связи, признаваемые ими желаемыми для себя и иметь для этого неограниченные ресурсы."
Во-первых, это невозможно в данный момент. Но ничто не говорит о том, что это невозможно в принципе. Основная масса хумансов просто не готова (или, читай, это пока просто не нужно большинству-обществу-человечеству; смотри цитату из Стругацкого в моем комментарии выше.)
Во-вторых. Да, сейчас может показаться, что такое общество не построить. Но и сто - сто пятьдесят тысяч лет назад, оглядев стойбище охотников на мамонтов, трудно было бы представить, что представители именно этого разумного вида смогут создать то, что они создали за следующие тысячелетия.
В третьих. Москва (нужный город подставь) не сразу строилась. Ренессанс-Возрождение не наступило бы, не будь Эллады и Рима. Век Гуманизма и Просвещения не наступил бы без, опять таки, философов-эллинов, и тех, кто развивал их идеи в Средние века. Если сейчас решить, что построение такого общества невозможно, если не разрабатывать и - пусть и помалу, понемногу! - системы вроде той же Высокой Теории Воспитания (см.предыдущие комментарии)... тогда да. Ничего не будет. Как не было бы и автомашин, если бы некий пещерный троглодит не засел бы изобретать колесо, а пошел бы, как все, за очередным мамонтом.
"Принципиальная невозможность адекватного формулирования понятия "общественного блага". А именно: мы признаем, что "общественное благо" - это только манипулятивный термин, позволяющий склонить к тем или иным действиям население, не имеющий реальной подоплеки."
Ложь. Да. любое понятие, любую идею можно использовать во зло, в обогащение группы лиц. Злоупотребить по всякому. Но от этого ее реальность никуда не девается. Касательно реальности понятия общественное благо примеров можно привести множество. у..вот так, сходу... например, введение карточной системы в войну. Отдельному человеку неудобно (кто-то привык есть в два горла), общество же в целом снабжается продуктами (которых мало!) равномерно. Кстати, налоги на роскошь, или просто прогрессивный налог (с миллионера-олигарха берут больший процент дохода) - тот же случай явного, несомненного общественного блага
"Отказ от оценки общественно-социологических преобразований с позиций "добра\зла", "морали", "этики", "гуманизма" и тому подобных алогических абстракций. Единственными критериями, достойными разумного существа, мы считаем Необходимость и Целесообразность, что находится в полном соответствии с Законами Природы."
Ну да. ну да. Родимое пятно сатанизма. Нет добра, не зла.. старая пластинка. Иногда с ихней борьбе с христианским наследием они мне напоминают комсомольцев 20-х, собиравшихся выбросить на свалку истории все искусство, кроме нового, пролетарского (Даже Владимир Ильич, помнится, в изумление пришел....).
Не надо путать якобы отсутствие разницы между добром и злом и относительностью в определении того или иного события-действия для отдельного человека. Вот тебя ударили по голове топором. Думаю, вряд ли кто-то будет философствовать в такой момент, и слишком долго думать, добро это для него или зло). Зло, однозначно. Но вот кто-то хотел ударит тебя топором, а добрый человек, проходя мимо, спас вас, успев его, того что с топором, раньше. Добро этот поступок прохожегодля тебя? Добро. А для того, с топором - увы, нет. Что, конечно, не отменяет, необходимости применить к нему это самое зло. Первый начал.
Всех приглашаю прочесть всего одну - 23-ю главу второй книги романа Пруса "Фараон" (лучше всю, но можно и со слов "Нильский рыбак торопливо вытаскивал сети, большие торговые суда причаливали к берегам."). Она как ничто более иллюстрирует упомянутое: как абсолютную реальность и добра и зла, так и то, что для каждого они воспринимаются по разному.
Далее. Не надо путать мораль и этику. Да. мораль меняется от века к веку, и от народа к народу, от одной религии, к другой. И потому на нее можно не обращать внимания (не конфликтуя, желательно, с обществом, где живешь - бережем цветы свой селезенки!) Но этика была, и пребудет одна единственная, задолго до всех этих божьих откровений и религий. Ее можно свести к одному: живи как хочешь, но не вреди окружающим. Или - не делай другим то, чего себе не хочешь. Или так: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Масса формулировок, суть одна.
Никто, думаю, из присутствующих, не против такой этики? Так что не стоит этику, вот так вот... решительно и куда подальше. Пригодиться, право.
Пример, максимально острый, но чтоб понятнее. Некто влюблен в свою сестру. Она отвечает ему тем же. МОРАЛЬ - осуждает. Но ЭТИКА - молчит, ибо у них все по любви, и никому - ни друг друг, не кому третьему, они не вредят. Или так. Некто - гей. Он живет в стране, где за это не то что сажают, а камнями забивают. Считают аморальным. Но вот он переехал в нормальную страну, где кто чем занимается сам с собой, или с кем-то по согласию, никого не волнует. Мораль в разных странах разная, а этика - вне стран.
"Решение проблем, возникающих перед обществом, наиболее кардинальным способом. Полумеры - не являются решением проблем, с учетом психофизической аморфности и интеллектуальной слабости человеческих существ в массе своей, норовящих при каждом удобном случае списать с себя ответственность и использовать поощряющие слабость готовые шаблоны."
Вот так. на бумаге, звучит здраво. Но все, кто любят исповедовать эти взгляды, как-то не готовы обычно, что в случае введения таких кардинальных мер, они могут быть применены и к ним самим. Ну, как обожатели тоталитарного строя совершенно не хотят получать пару лет лагерей за опоздание-прогул, либо за пресловутые "три колоска" (а сами hard-диски с офиса домой тащат). Или любители строя либерального - ну никак не согласны, что убийцу его семьи посадят в комфортабельную камеру с телевизором и интернетом, а не казнят жестоко и длительно.
587, я сама, "садясь мечтать о лучшем строе", всегда учитываю, что я лично (как и те. кто мне дороги), в элиту могу не попасть). Поэтому в вопросах рубки леса, я очень вдумчиво отношусь к судьбе щепок. ОЧЕНЬ.
Я ограничилась основными тезисами, так как саму статью я читала уже - на сайте этого самого варракса (да, да, врага надо знать, так что пришлось), и потому перечитывать ее снова желания нет.
А касательно фюрера и вегетарианства/демократии/изобразительного искусства... ну ладно, будем считать пример был неудачным. Забудь.
М-м... меня интересовал момент, как одно подозрительное лицо может дискредитировать идею, собственно.
Комментарий, безусловно, небезынтересный и очень спорный, на эту тему хорошо бы дискутировать в эхоконференции или форуме, всё же дайри — не самый удобный механизм для этого.
Ну и история не терпит сослагательного наклонения, увы и ах. Как и нет у нас машины времени, дабы непосредственно убедиться, был Ренессанс-без Эллады или Тёмные Века без аврамистических религий.
Про добро/зло и предотвращение преступлений — как насчёт «Страж-птицы» Шекли?
Главу ещё не читал, каюсь, может после её прочтения что-то и поменяется.
С этикой, признаюсь честно, у меня плохо. Не совсем ясно, что же она на деле представляет и зачем нужна-то.
Про т. н. «золотое правило» вспоминается классический пример про мазохиста с плёткой, который желает быть избитым.
Или про конец свободу — можно ограничивать размах своей руки, а можно — длину носа соседа.
«Остроту» примера не понял. Ну, любит свою сестру, и? Ну, гей, и? К чему этот пример?!
Про «не готовы» и «не хотят» — это забавно, конечно, но как это к статье-то относится? И Лютобор, и ЯД были вполне себе готовы, насколько я помню.
У Варракса на сайте статьи не помню, впрочем, вполне мог пропустить, но, ежели не секрет, где ты враждуешь с Варраксом-то? И зачем?
См. конец комментария.
Комментарий, безусловно, небезынтересный и очень спорный, на эту тему хорошо бы дискутировать в эхоконференции или форуме, всё же дайри — не самый удобный механизм для этого.
Не совсем поняла. отчего не самый удобный. но я в принципе не собиралась разворачивать дискуссию. Просто обосновала сове отношение. Убеждать кого-либо принять мои взгляды я давно перестала. Мнениями обменялись - и ладно).
Ну и история не терпит сослагательного наклонения, увы и ах. Как и нет у нас машины времени, дабы непосредственно убедиться, был Ренессанс-без Эллады или Тёмные Века без аврамистических религий.
Не аргумент, если честно.
Про добро/зло и предотвращение преступлений — как насчёт «Страж-птицы» Шекли?
Хорошо описано, к чему приводит механистический субъективный ограниченный (как в информационном, так и в алгоритменном смысле) подход.
Существование добра и зла не отменяет.
Про т. н. «золотое правило» вспоминается классический пример про мазохиста с плёткой, который желает быть избитым.
Так его право, и его дело.
С этикой, признаюсь честно, у меня плохо. Не совсем ясно, что же она на деле представляет и зачем нужна-то.
Это я уже поняла.
Или про конец свободу — можно ограничивать размах своей руки, а можно — длину носа соседа.
Сразу представь, что ограничат именно твой нос. Помогает.
но, ежели не секрет, где ты враждуешь с Варраксом-то? И зачем?
Я в идеологическом смысле. Сатанист (исключая люциферитов, либо умеренных эгоистов вроде Milchar'а ) - вредоносен, как и религиозный фанатик. Только еще и социально опасен.
А так... чтобы враждовать, надо общаться. Но, простите, мне? с кем? с ним?... увольте. Гигиена разума и души так же важна, как и гигиена тела.
Не увидел там этого, снова всё скатывается в какие-то конкретные примеры и личную неприязнь.
«Участие/наличие достаточно одиозного лица дискредитирует любую идею» — каким образом и почему? Вон возьмём упомянутую ВТВ — разве из-за взглядов Витицкого надо с опаской относиться к этой идее?
= Не аргумент, если честно.
Ну тогда и предыдущие реплики — не аргументированными получаются. Ну ездили бы на автомашинах не потомки троглодитов, а существа на основе полиэтилена — и что?
= Хорошо описано, к чему приводит механистический субъективный ограниченный (как в информационном, так и в алгоритменном смысле) подход.
А у нас есть где-то объективность? Откуда?
= Так его право, и его дело.
Просто избивая кого-то — разве он не этичен? «Не делай другим то, чего себе не хочешь».
= Я в идеологическом смысле.
Я что-то пропустил? Вроде позиционируешь себя как вольтерьянку/анти-теистку (спецом полез ещё раз в профиль), разве не
в одной квадрена одной стороне баррикад с товарищами?= Сатанист (исключая люциферитов, либо умеренных эгоистов вроде Milchar'а ) - вредоносен, как и религиозный фанатик.
«Смешались в кучу кони, люди».Давай эту часть умылом продолжим, ежели не против.Впрочем, на тему социальной опасности — разве любая идеология, не принятая большинством окружающих — не будет социально опасной, ежели на то пошло?
= Гигиена разума и души так же важна, как и гигиена тела.
Развивая тему богини Гиены-Ги — не слишком ли сильная идиосинкразия на некоторых одиозных личностей?
Одна притча вспомнилась
Хотела завершить спор бессмысленный. но вот это позабавило).
Хотела сперва ответить так: "ну, большевики тоже - в смысле свержения царизма - были на одной баррикаде с анархистами, меньшевиками, эсэрами и многими прочими. А потом - всех их ликвидировали. Ибо не только анти-царизм почитали важным". Но это так, скорее для смеха.
А серьезно: для меня этот ...гм...контингент...не был товарищами, и не будет. А то, что я против религий.. ну, то факт, что ты дышишь - как и, например, Новодворская, дает мне повод делать вывод о том что вы товарищи? Или так: фашист для коммуниста-рабочего - товарищ ли, только потому НСДАП - рабочая партия?
Не говоря о том, что Вольтер бы этих "товарищей", дальше конюшни бы не пустил. Скорее всего.
Впрочем, на тему социальной опасности — разве любая идеология, не принятая большинством окружающих — не будет социально опасной, ежели на то пошло?
Та что основана на нацистском лозунге "Слабый должен умереть" (не помню, как там по-немецки) - опасна.
По отношению к умозрительным кремнийорганическим существам — why not?
= Или так: фашист для коммуниста-рабочего - товарищ ли, только потому НСДАП - рабочая партия?
Жесть, снова
ехал Гитлер через Гитлер.Мадемуазель не разделяет национал-социализм и фашизм или умышленно их путает? О-:= Та что основана на нацистском лозунге "Слабый должен умереть" (не помню, как там по-немецки) - опасна.
А какие не опасны-то, можно ли пару контрпримеров? Упомянутое в начале искоренение неграмотности — разве не опасно было для более древнего социума? Или для невоспитанных — гипноизлучатели Стругацких на геостационарных орбитах.
"Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, идеологий и возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.
В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.[
В историографии СССР, России и стран СНГ, а также работах ряда западных исследователей под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм (см. нацизм)...."
Со своей стороны дискуссию закончила. Аргументы в пользу этого высказала в u-mail'е.
Сравни, к примеру, с английской — почувствуйте разницу, как говорится.
Со своей стороны дискуссию закончила.
А разве не сильно раньше? Закон своей актуальности не терял, насколько мне известно.
Из предыдущих твоих комментариев:
С этикой, признаюсь честно, у меня плохо. Не совсем ясно, что же она на деле представляет и зачем нужна-то.
Таки, вы, сударь, определитесь.
Большая Советская устроит? Или еще к чему придеремся?))
А разве не сильно раньше? Закон своей актуальности не терял, насколько мне известно.
И что с того? А если бы этот Годвин сказал, что так же используют выражение "верно, как дважды два - четыре", то все обязаны говорить не четыре, а пять?
Фашизм легко узнаваем. Ибо не прячется, а собой годится.
И вообще. "Это жилище посла Г'кара, это стол посла Г'кара, это обед посла Г'кара. Какой детали вам не хватает?") Фашистские лозунги, фашистское мировоззрение - при чем тут Годвин?
Так я давно уже определился, что этика — это, похоже, не моё. Как и этикет. Поэтому и перепутал их — речь шла именно про последний (а ещё более точней — про сетикет). Mea culpa.
= Большая Советская устроит?
Нет, конечно же. Я же выше сослался на английскую вики. Говорят, что немецкая — ещё лучше, но пока что международным языком общения у нас остаётся английский (а скоро, похоже, им таки станет упрощённый
коммунистическийкитайский).= А если бы этот Годвин сказал, что так же используют выражение "верно, как дважды два - четыре", то все обязаны говорить не четыре, а пять?
Не обязаны, конечно же, но учитывая правила бонтона — да.
= при чем тут Годвин?
Аналогично хочется узнать — при чём здесь Германия? Нет, видно, что мадемуазель является ярым апологетом оной, но всё же!..
*Задумчиво* И кто же этот bon ton установил...
Мудрый сетевой народ, нэ?
Возвращаясь к сабжу — современные технологии ощутимо приближают оный коммунизм. Техническая сингулярность — это материальная база коммунизма.
Конечно, освобождение рабочего класса осуществится тем способом, которой теоретики не шибко предвидели (сей класс просто перестанет существовать за ненадобностью).