And can you keep your head, your backbone or your heart? We all found out the answer on the day it fell apart.
Вернее, гораздо более интересной альтерморальности.
Вот если завтра с человечеством в контакт вступит цивилизация типа Бэнксовской Культуры - гуманисты, рационалисты, ужасающей научно-технической мощи и прогресса, то есть _априорно_, по условию задачи, превосходящие человечество, но все ещё достаточно люди чтобы без вскрытия их нельзя было отличить от человека (а по результатам вскрытия просто улучшившие себя человеки, без особых альтераций) - так вот, если мораль подобной цивилизации (особенно в щепетильных областях получения удовольствия) будет мягкой и позволять (в том числе технологически) то, что с точки зрения землян есть лютая дичь (полиамория, гермафродитизм, смена пола, железы внутренней секреции синтезирующие вещества в т.ч. наркотические по желанию обладателя, список можно продолжить) - до тех пор пока поведение индивида не несёт угрозы другим разумным.
Так вот - возможно ли выживание иррационально-запретительно-агрессивной морали в условиях наблюдаемого широкими массами примера гораздо более развитой и могущественой цивилизации, лишенной таких механизмов, и чем бы обосновывали необходимость подобной морали?
Я подозреваю что возможно (и это печалит), но в упор не могу понять _как_
Вот если завтра с человечеством в контакт вступит цивилизация типа Бэнксовской Культуры - гуманисты, рационалисты, ужасающей научно-технической мощи и прогресса, то есть _априорно_, по условию задачи, превосходящие человечество, но все ещё достаточно люди чтобы без вскрытия их нельзя было отличить от человека (а по результатам вскрытия просто улучшившие себя человеки, без особых альтераций) - так вот, если мораль подобной цивилизации (особенно в щепетильных областях получения удовольствия) будет мягкой и позволять (в том числе технологически) то, что с точки зрения землян есть лютая дичь (полиамория, гермафродитизм, смена пола, железы внутренней секреции синтезирующие вещества в т.ч. наркотические по желанию обладателя, список можно продолжить) - до тех пор пока поведение индивида не несёт угрозы другим разумным.
Так вот - возможно ли выживание иррационально-запретительно-агрессивной морали в условиях наблюдаемого широкими массами примера гораздо более развитой и могущественой цивилизации, лишенной таких механизмов, и чем бы обосновывали необходимость подобной морали?
Я подозреваю что возможно (и это печалит), но в упор не могу понять _как_
А кто может говорить за всю Культуру?
Вполне конкретный Майнд, по крайней мере, дает характеристику морали Культуры. Характеристику напомнить?
И, кстати, про "бла-бла-бла" он тоже говорил. "Despite what the locals may think, there is nothing intrinsically illogical or impossible about having a genuine, functioning Utopia, or removing badness without removing goodness, or pain without pleasure, or suffering without excitement..."
техника появилась волшебным способом?
Технику, напоминаю, создает техника. Которая фиксирована на свободе. Вон, Серую Зону, помнится, забанили за банальную телепатию.
Так что да, это хиппи, с техникой, появившейся когда-то, очень, очень давно волшебным образом.
"And anyway we didn't make it; other machines made it ... and even they only started it off; it mostly made itself. But anyway, you'd have to go back ... I don't know how many thousand generations of its ancestors before you found the last computer or spaceship built directly by any of our ancestors."
Сколько живут граждане Культуры, помните?
да всем не выгодно. Ибо неэффективно расходуются ресурсы.
Неэффективно с чьей точки зрения? Вора?
О, кстати, а вот еще пример. Узаконенное рабство. Ведь тоже исчезло из-за неэффективности, а не "выживания".
Вы уверены, что рабство как таковое, т.е., право собственности одного человека на другого человека и отсутствие у этого другого человека права на самостоятельное управление собственной жизнью - неэффективно? Торговля людьми, исключительно выгодная, исключительно аморальная, существует до сих пор.
Вообще, для чистой эффективности, как раз, общество из рабов полезнее, чем общество из свободных граждан. Не напрасно, кстати, как только представители государства начинают говорить о необходимости повышения эффективности, они немедленно говорят о необходимости снижать уровень гражданских прав.
Другое дело, что рабство, с точки зрения господствующей морали, аморально - а мораль общая и для рабов, и для господ. И именно это снижает эффективность рабства - потому что раб, подлец, не хочет честно и самоотверженно трудиться на хозяина во имя повышенной эффективности.