And can you keep your head, your backbone or your heart? We all found out the answer on the day it fell apart.
А то вКонтактике я это сделал, а тут - как мне справедливо заметила Хэлвен - нет.
А это я зря, зря.
Дано: некоторое общество, пребывающее в условно-говоря-феодализме уже эдак не один десяток веков. В его структуру намертво встроилась сословная система, опирающаяся на религию, и в этом обществе изнутри никто не оспаривает врожденное и передающееся по наследству неравенство; "сын земледельца не может стать купцом", все такое.
Культура этого общества - древняя, сложная для постороннего, непривычная и непохожая ни на что; красивая и завораживающая. Но, да, в культуре этого общества намертво закреплено и оправдано неравенство, эксплуатация человека человеком, ксенофобия и религиозные предрассудки.
Имеет ли право прибывшее извне общество, находящееся на более высокой ступени развития по какой угодно причине эту систему (без внешних вмешательств - стабильную) выводить из равновесия, изменять и переламывать?
Да, "гости" еще и технологически превосходят "хозяев", разумеется. И да, древняя культура скорее всего не переживет перемен в обществе.
А это я зря, зря.
Дано: некоторое общество, пребывающее в условно-говоря-феодализме уже эдак не один десяток веков. В его структуру намертво встроилась сословная система, опирающаяся на религию, и в этом обществе изнутри никто не оспаривает врожденное и передающееся по наследству неравенство; "сын земледельца не может стать купцом", все такое.
Культура этого общества - древняя, сложная для постороннего, непривычная и непохожая ни на что; красивая и завораживающая. Но, да, в культуре этого общества намертво закреплено и оправдано неравенство, эксплуатация человека человеком, ксенофобия и религиозные предрассудки.
Имеет ли право прибывшее извне общество, находящееся на более высокой ступени развития по какой угодно причине эту систему (без внешних вмешательств - стабильную) выводить из равновесия, изменять и переламывать?
Да, "гости" еще и технологически превосходят "хозяев", разумеется. И да, древняя культура скорее всего не переживет перемен в обществе.
Вопрос: Так имеет ли право?
1. Да, безусловно | 6 | (30%) | |
2. Да, но только в ряде случаев (укажу в комментариях) | 3 | (15%) | |
3. Нет, за исключением ряда случаев (укажу в комментариях) | 2 | (10%) | |
4. Нет, ни в коем случае | 7 | (35%) | |
5. Хочу просто посмотреть результат/не имею позиции по вопросу | 2 | (10%) | |
Всего: | 20 |
Технологическая отсталость - это хуже, чем преступление. Это симптом.
Да, я романтизирую коммодора Перри.
Имхо, черт с ней, с культурой. Наблюдать за завораживающими ритуалами, не обращая внимания на неравенство и связанными с этим мучениями и смертями - все равно что восхищаться отточенными движениями палача.
Это чужой мир со своими правилами. Каким бы этот мир не был, но он сформирован и существует. В чужой монастырь со своим уставом не лезут, разве что все обитатели этого монастыря придут под ворота и попросят о юридической консультации.
2. Критерий красоты, и в чём она заключается. Потому что если прилетевшая более развитая цивилизация строится на принципах эгалитаризма и прочая, то я тут просто отправлю к реакции Рашель Мансур на Новую Республику.
- Если красота в вещах, в обработке - то с чего бы она не повторима, на более технически высоком уровне?
- Если красота - в изящных медных статуях для сжигания младенцев, забавных ребятках, выращенных в вазах сложной формы, да в секретах изготовления вычурных абажуров из кожи раба заказчика - откуда уверенность, что развитые гости вообще расценят это, как красоту?
- И даже если ответ "красота в текстах, в поэзии", то вот возьмём нашу культурно значимую поэзию, а вот сходу "Иллиаду", "Фауста" Гёте, "Потерянный рай" Мильтона, и почитаем-ка глазами свободного, нацеленного на развитие, с широким кругозором и рациональным мышлением человека. Ткните меня, где конкретно там красота завораживающая?
3. Что подразумевается под "стабильностью" культуры? Тут у нас, неподалёку, одна культура просуществовала десяток веков, не прерывая красивых и ни на что не похожих традиций бинтования ножек - только вот т оо, что культурная часть не протерялась, не значит, что там всё стабильно. В традиционных жёстко постфигуративных культурах с серьёзным кастовым делением не "всё стабильно", а циклы накопления недовольства, социальных переворотов, реакции, возможно, небольшой оттепели - и по кругу. То, что не нашлось силы, чтобы систему опрокинуть так, чтоб она сменилась другой, не значит, что "всех всё устраивает".
То есть, я вижу аж три некорректно сформулированных предпосылки, которые искажают результат моделирования ситуации.
И мой ответ - 1, естественно.
Имеет право или не имеет - это этика, а этика - фигня. Уже просто фактом наличия себя в сфере обозрения той самой прекрасной и древней культуры
ацтековразвитая культурабелых людейбудет фактором дестабилизации. Потому що в условиях задачи уже есть прокол - в самой устойчивой культуре есть противоречия, ибо её нормы можно трактовать по-разному, а в социуме есть группы, которые будут бороться за свои права даже в рамках их парадигмы. А если противоречий социальных нету, пойдет чисто политическая борьбапап с королямиза власть и прочие ресурсы.А вот если мы будем чуть более реалистами, то вспомним о том, что люди всегда недовольны. И полюбому будут скрытые группы протестующих, и мелкие протесты будут, и недореволюционщики, которых казнят на глазах у толпы после первого же громкого слова. И вот тогда, если удастся выглядеть освободителями не только в своих глазах, но и в глазах хозяев, гости могут приложить руку к разрушению этой системы.
И главное условие в этом вопросе - мнение большинства хозяев.
*Пожал плечами* С уставом РККА, как показала практика, можно влезть в любой монастырь.
Э, с декларацией прав человека ООН вполне может влезть куда-нибудь и порушить чужую гармонию.
Как например в случае с той несчастной из Судана, которую хотели повесить за отступничество от веры.
Насажденное насилием не приживается. Это общество должно само дойти до своего высокоразвитого состояния, пусть сложными и окольными путями, но само. Это точно так же как с человеком. Он должен наделать своих ошибок чтобы научиться. Если постоянно забегать ему все дорожки, он не научится, а если и научится, не поймет всю важность и ценность выученного урока.
И кто знает, возможно они своим путем найдут решение самоорганизации гораздо лучше, чем т.н. высокоразвитое общество со своими технологиями. Кто сказал что у этих пришедших извне левых чуваков во всех сферах человеческой жизни всё лучше? Мы вот тоже технологически и по внутреннему развитию круче феодального строя и что? у нас нет гражданских войн? у нас люди заживо в домах не сгорают? у нас нет бюрократов и коррупции?
Кто нам вообще дает право судить какое из обществ лучше или круче?
В Бразилии вон даже сейчас живет племя индейцев Пираха. Со своей культурой и обычаями. Не знают ни про какие айфоны и чудо всемирной глобализации посредством Интернет. К ним как-то приехал миссионер проповедовать слово Божье, пожил среди них, и стал атеистом. Самые счастливые люди на земле. Надо их "вскрывать"?
А вообще сабж давно исследован братьями Стругацкими в "Трудно быть богом".
А в нормальном, развивающемся по собственным законам обществе рано или поздно случаются какие-то подвижки - просто потому, что всем хочется власти и лучших условий для жизни, кои достигаются только при угнетении одной социальной группой другой социальной группы. То есть, в любом обществе с хоть сколько-то человеческой психологией конфликт заложен изначально - и даже без чужого вмешательства рано или поздно он рванет. Причем скорее рано.
Ну и отсюда, собственно, я не вижу смысла решать эту этическую задачу, потому что предпосылка изначально неверная )
А вот если допустить, что общество со временем меняется, пускай и чертовски медленно, то тут возможны варианты. Но для принятия решения мне все равно нужно было бы больше информации как о культуре чужаков, так и о культуре аборигенов - здесь условия задачи слишком уж размытые.
(несмотря на это, мой ответ после некоторых раздумий - "да, безусловно". дополнительные данные нужны скорее для того, чтобы определиться с характером вмешательства; само по себе вмешательство логично и неизбежно)
Япония Мейдзи, Россия Петра I. Ничего, живы.
Надо их "вскрывать"?
*Лениво* Вообще - можно. Просто нам не нужно.
протестую!)) там перемены были вызваны внутренними потребностями общества и проводились во многом силами сами аборигенов.
колонизация Индии видится мне более удачным примером.
А что если природные условия в которых живет эта цивилизация каким-то образом влияет на их строй, и идеи равенства и братства не принесут ничего кроме вымирания этой самой цивилизации? Тут правильно заметили, несколько десятков веков очень большой срок. И если это общество не контролируют извне, значит есть какая-то другая причина того, что они не развиваются дальше.
Тенгро, ты ж читал "голос тех, кого нет". Те вещи, которые нам могут казаться ужасными и бесчеловечными, в других цивилизациях могут быть единственным способом двигаться дальше. Заставь их не делать эти вещи, и они вымрут.
Кстати, да. И им тоже стало лучше - правда, хехе, далеко не сразу. Но.
локи но нахуя? Они живут? они счастливы? почему надо их менять только потому что они счастливы не так как мы привыкли представлять себя счастливыми?
А вот именно поэтому и не нужно. Экономическая ценность индейцев Пираха сейчас строго нулевая, а начать их прогрессировать - так это еще и влетит в та-акие затраты...
Мировега, тут можно тыкать в Китай, тут можно тыкать в Индию. Можно тыкать в Японию, хотя там сроки поменьше, да. Ну и да, мне справедливо заметили, что изменения будут, просто мелкие и медленные, неправ, согласен.
Tadanori, это именно и сознательно этическая задачка, да. То есть, рациональное решение - всегда стоит принимать с учётом обстоятельств, но принимают его обычно от какой-то базовой установки, то ли это прогрессоры АБС, то ли Первая Директива СтарТрека.
judas of Asgard, Локи, понимаешь... я существо немилосердное в этом вопросе до крайности; потому что - а чем мы меряем это самое милосердие? Я всё-таки эгалитарист, поверить в то что раб счастлив своим рабством или неприкасаемый своим социальным положением - я не могу. В то, что он с ним СМИРИЛСЯ - это да.
Night de Lune, вопрос не в необходимости, вопрос в принципиальной этичности такого вмешательства. Как меня справедливо попрекнули, я не уточнил что культуры - человеческие.
С моей точки зрения грязного прогрессора, кстати, завезти в Индию или Японию новых технологий и товаров, позволяющих технологический рывок и улучшение качества жизни - это уже вмешательство и подрыв устоев, да. Огонь и меч - необязательны, это методы; можно - исподволь. Но испытывать умиление и считать что технически отсталых людей развивать незачем - ну, вот жили себе и дальше живут, мы не имеем морального права рассказывать им каким образом из каменного века люди приходят к звездолётам и отапливаемым унитазам - мне... мне этот взгляд непонятен. Впрочем, ок, я всё-таки полагаю что есть весьма узкий диапазон культур и мАксим, позволяющий научно-технический прогресс общества, да.
Не факт, что мелкие и медленные - это опять же зависит от самой культуры
То есть, опять повторю - чтобы строить достоверную модель, надо задать нормальные рамки ситуации, а не говорить о среднем по палате условном феодализме. Который, к тому же, по непонятной причине существует без изменений много десятков веков )
А если мы с этой культурой делим одну и ту же планету?)
Но в целом, меня тут справедливо попрекают излишним и чрезмерным обобщением исходного вопроса. Нужно подумать над более строгой и конкретной формулировкой.
Если вкратце, на самом деле, то этической проблемы я тут не вижу, потому что не вижу задачи, которая ее б вызывала.
И Индия, и Япония, и, кстати, азиатские республики для Союза - все места, где старшему брату что-то было нужно на территории младшего. Ты же задаешь ситуацию, когда старший к младшему собирается влезть совершенно с непонятными целями и исключительно из любви к искусству.
А вот такое искусство, пожалуй что, уберите, причем вовсе не по этическим соображениям.
Кстати, +много. Тоже хотела спросить, а за каким чертом к этой древней прекрасной культуре полезут вообще, если исключить экономический фактор )
Так ведь не разбираются. Разобрались бы - не отставали бы в развитии.
эээ, а кто принимает-то? пока на практике мы имеем дело с чисто прагматическим и утилитарным вмешательством - а вот тех индейцев Амазонии никто не трогает, потому что никому они не сдались.
кстати, а ты, пан Анжей, ту петицию не подписывал? в защиту суданской христианки?
Кстати об Индии. Вы не видели эту чудесную социальную рекламу, призывающую индийцев не испражняться в общественных местах (на улицах города)? Прогресс налицо, ящетаю.
Люблю эту логику.
Северная Корея, наши дни: там, какбэ, какие их новости ни глянь, всех всё устраивает. Значит ли это, что их действительно всё устраивает?
Каста "женщины" при режиме талибов - что ж они не встали и не перевернули ситуацию сами, раз недовольны, хм?
Это почти как "эту пятилетку изнасиловало пять взрослых бугаёв - а что ж она не отбилась сама, значит, её всё устраивало, и вообще, сами разберутся".
Но ок, по какой-то причине система держится N веков, не развиваясь.
Пожалуйста, кейс острова Пасхи: а вот нет у них ресурсов развиваться, ни вширь ни в технологию. Виртуозы-каменотёсы, и при этом людоеды. По логике сверху - раз они счастливы и так гармонично устроили на своём острове, то цивилизованный человек должен развернуться и валить к белым кораблям.
Только вот отчего-то принесённые извне новые ресурсы дали цивилизации силы доразвиться, забыть про людоедство и вообще.
Вот кто сказал, что они замкнуты, гармоничны и на попрании внутренних ресурсов просуществоали много времени именно от хорошей жизни, а не от того, что у них тупо не было вожзможностей добывать достаточно ресурсов извне, и пришлось часть из самих себя (низших каст) выжимать?